Отправлено: 01.03.08 12:20. Заголовок: Русская псовая борзая
История породы очень длинная и запутанная. Здесь я расскажу только часть истории, более подробную статью Вы можете прочитать на моем сайте питомника Лунная Радуга.
Русская псовая борзая – охотничья собака лесостеп-ной полосы. Порода очень древняя. В России точных све-дений о формировании ее нет, но, как видно из летопи-си, она существовала еще в Киевской Руси. В летописи упоминается о «травле зверей» борзообразными собака-ми в XII веке при князе Владимире Мономахе. В молит-веннике князя Василия III среди иллюстраций религиоз-ного содержания есть изображение князя, идущего на богомолье в сопровождении борзых собак. Василий III был страстным охотником. Увлекался охотой с борзыми и сын его Иван Грозный. В 1519 г. датский король Хрис-тиан II как драгоценный подарок послал французскому королю Франциску I русских борзых. Видимо, уже в это время русские борзые славились на всю Европу, и знат-ные вельможи стремились их приобрести. Первые упоми-нания о русской борзой были даны в книге, которую ав-тор Христиан фон Лессинг преподнес в 1635 г. царю Алексею Михайловичу. По описанию, борзая тех лет была довольно близка к современной. В книге указывалось, что русская борзая славилась в ту пору в Западной Европе своею резвостью и злобой к волку.
В начале XVII века появились записи об охоте с бор-зыми из-под гончих собак. Гончие выгоняли зверя из леса на поляны, дороги, а борзые ловили его молниеносным броском. Борзых привозили и ставили на опушке леса со всадником-охотником. Борзые обладали необычайной резвостью на короткой дистанции.
Охота, как и в других государствах, выполняла много функ-ции, в том числе политическую. Именно во время охот ре-шались важные государственные и межгосударственные дела. Охоту специально устраивали для иностранных послов с присутствием крупных дипломатов, уполномоченных вести переговоры на самом высоком уровне.
В послепетровские времена охота с борзыми становится развлечением дворян, помещиков. Охота с борзой стано-вится модной. Появляется множество «охот» – так назы-вались псарни, где содержались борзые и гончие. Охотились на зайца, лисицу, но особенно увлекались охотой на волка. Причем собак, отличающихся в работе по волку, стремились разводить отдельно, поддерживая злобу и страсть к хищнику. С запада в то время завозились другие породы борзых: гладкошерстные, брудастые (жесткошерстные). Их подмешивали к русским борзым, так образо-валось множество разных типов. Каждый владелец вел свою породу замкнуто.
С отменой крепостного права в России, когда владельцы больших «охот» лишились крестьянских псарей, количество псарен резко сократилось. Сохранились они лишь у истинных любителей этой породы. Путем обмена производителями происходило смешение «подтипов» и стиралось деление на густопсовых и псовых. Очень скоро исчезли эти назва-ния и осталось одно – русская псовая борзая.
Революция, гражданская война и последующая за ней общая разруха свели породу борзых до минимума. Разрез-анные по крупицам борзые остались в руках сельских отелей и у отдельных городских любителей. Жителей села не очень занимали вопросы разведения, сохранения чистоты породы – лишь бы были ловчими. В результате эти «ловцы» стали весьма отдаленно напоминать бор-зых. Только несколько десятков чистопородных борзых остались у городских любителей. В 1919 г. на выставке единственная борзая горожанки В. Бардуковой–Дамаянти (г.р. 1915 г.) получила приз – пуд отрубей.
После Великой Отечественной войны с завозом из-за рубежа началось численное и качественное восстановле-ние борзых. Одновременно с совершенствованием эксте-рьера выявлялись охотничьи качества. Возрастал интерес к породе и спрос на щенков. Все большее число охотни-ков – жителей сельской местности, просили борзых хо-рошего экстерьера для охоты и разведения. После войны было много промыслового зверя: заяц, лисица, волки, в южных областях – шакалы.
Современная русская борзая – крупная, элегантная и аристократическая сухая собака с изящной, длинной су-хой головой. Переход ото лба к морде едва заметен. Глаз большой, темный, овальной формы. Красиво поставлен-ная длинная шея. Отлично выраженные углы конечнос-тей. Глубокая, низкоопущенная грудь – вместилище большого сердца и легких, необходимых для быстрой скачки. Шерсть шелковистая, волнистая, в некрупном завитке. Характерно расположена на голове, ушах, боко-вых частях конечностей – короткая, плотно прилегаю-щая; на спине и шее – более длинная, волнистая. Длин-ная шерсть расположена на нижней части груди и живота, на задней стороне передних ног и бедер. Снизу хвоста подвес. Кобели одеты всегда лучше, нежели суки. Окра-сы самые разнообразные: белый, палевый всех оттенков, серый, красный (может быть с темными полосами). При темных окрасах бывает чернота морды (мазурина). Окра-сы бывают как сплошные, так и пегие. Могут быть под-палины и крап в тон окраса. Исключается как порочный шоколадный, кофейный цвета. Рост кобелей 75-86 см, сук 68-78 см.
Созданный в 1996 году Национальный клуб породы (НКП) русская псовая борзая считает своими основными за-дачами:
- объединение клубов, коллективных питомников, секций при охотничьих обществах;
- проведение совме-стных выставочных и полевых мероприятий, а также предлагает шире развернуть сеть межобластных меропри-ятий.
Такие встречи борзятников полезны для развития и совершенствования породы.
Ни одна порода не претерпела столько превратностей в своей судьбе, как русская борзая – поистине наша национальная гордость.
Понедельник – “встреча”. В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.
Вторник – “заигрыш”, в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.
Среда – “лакомка”. Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: “Что есть в печи – все на стол мечи”. На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.
Четверг – «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Молодые парни и мужчины с азартом включаются в битву, а женщины и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
Пятница – «тёщины вечера», в этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.
Суббота – «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение – бесчисленные блины.
Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.
Откроем души для прощенья! И мы простим и нас простят! Ведь люди мы - Небес творение, И ты не свят, и я не свят.
Простите, если кого обидела! По недомыслию, не со зла, видит Бог.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 25
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет